Menu
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ИСПАНИИ (1 000 000 - 700 гг. до н.э) ----- История Древней Испании (XI - VIII в.в. до н.э). Тартесс ----- История Древней Испании (VIII - VII в.в. до н.э.)


ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ИСПАНИИ (1 000 000-700 гг. до н.э)

Зарождение цивилизации на территории Испании
Процесс освоения Испании древнейшими этносами чрезвычайно сложен, так как речь должна идти о различных: азиатских, африканских, европейских, - потоках людей одновременно. Принято считать, что зарождение человеческой цивилизации на территории Испании произошло по крайней мере 1,5 - 1,25 млн лет назад. Именно к этому времени относятся наиболее древние следы трудовой деятельности человека.

Об образе жизни древнейших "испанцев" известно настолько мало, что остается открытым даже такой вопрос: как и чем они питались? К древнейшим орудиям относятся осколки камня, никак неподправленные человеческой рукой, и чопперы (choppers) - ударники, т.е. камни, оббитые с одной стороны.

Древнейшим видом гоминидов на территории Испании - эпохи нижнего плейстоцена была комбинация эволюционного ряда Homo habilis (Homo rudolfensis) и Homo erectus (Homo ergaster) Африки и Азии. Известно о серии стоянок, основанных человеком - предшественником Homo heidelbergensis и его прямого предка, названного испанскими специалистами Homo antecessor, картография останков которого свидетельствует о его более широком расселении по оси "переднеазиатский Восток - средиземноморский Запад" до современной испанской провинции Бургос и южных отрогов Пиренеев. Столь протяженные миграции были обусловлены климатическими факторами, изменениями флоры и фауны, сейсмической деятельностью Гималаев и оставили в качестве следов останки человека и млекопитающих, каменные орудия труда, фрагменты одежды из меха кролика и овцы.

Арка Бычий глаз (Ojo del Buey) в горах Астурии
Арка Бычий глаз (Ojo del Buey) в горах Астурии


Раскопки Атапуэрки показали, что она была многократно заселена древнейшими людьми. Здесь сохранилось значительное количество человеческих останков и костей животных. Из орудий труда пока есть только одно: оно бифасное и сделано из кварцита. Радиометрические и геомагнитные методы, анализ микрофауны, позволяют отнести жизнь поселения к 524 000 - 423 000 гг. до н.э.

Несколько моложе стоянки древних людей в районах современных испанских городов Леон, Саламанка, Вальядолид. К нижнему плейстоцену в Европе относится более 30 стоянок и лишь малая их часть локализуется в Испании. В современной испанской науке их принято квалифицировать как campamentos centrales или asentamientos residenciales. Их обитатели предпочитали жить в них более или менее постоянно, в сезоны между занятиями охотой. Здесь они хранили для пропитания туши животных, добытых методом загонной охоты, изготовляли орудия труда из камня и одежду из шкур животных. Известен также другой тип стоянок древних испанцев, например в районе Галерии (находившейся по соседству с Атапуэркой), которые использовались как временное пристанище.

В среднем плейстоцене на территории Испании появляется человек типа Homo heidelbergensis (Homo rhodesiensis), перекочевавший из Африки. Это более выносливый и интеллектуально развитый человек. Именно он положил начало роду неандертальцев. В пределах территории Испании следы его пребывания засвидетельствованы в Атапуэрке.

Неандертальцы на территории современной Испании организовывали свою жизнь в долинах рек под открытым небом или в гротах, пещерах. Объектами охоты древних испанцев были олень, горный козел, овцы, бизоны и даже слоны. От своих предшественников неандертальцы отличались более соверешннными способами добычи и приготовления мяса. Нередко охота велась с использованием копий и каменных стрел. Рацион питания всё более активно пополнялся за счет ловли речной рыбы, улиток и других моллюсков, а находки палок-копалок на стоянке Абрик Романи в Каталонии свидетельствуют об использовании в качестве пищи корней и клубней растений.

Стоянка древних испанцев Абрик Романи в Каталонии представляет собой многослойный памятник. Она располагалась непосредственно у входа в пещеру на площади 2,5×4,0 м, на ней обнаружены очаги - как простые в виде естественного углубления, так и более или менее сложные, типа выкопанной вручную и обложенной камнями ямы. В пещере Морин над очагом в скале было пробито отверстие, по которому к нему поступал воздух. Обе стоянки, как и им подобные из предгорий Пиренеев и долины Тахо, просуществовали вплоть до позднего палеолита (30 тыс. лет до н. э.), отсюда - всё разнообразие их очагов. В Испанской науке известно порядка 40 стоянок подобного типа, от Гибралтара на юге и до Астурии, Кантабрии и Страны Басков на севере полуострова. Они располагаются как правило вдоль морского побережья, в долинах крупных рек и продолжают свою жизнь вплоть до эпохи мустье.

Стоянка древних испанцев Абрик Романи в Каталонии
Стоянка древних испанцев Абрик Романи в Каталонии


Символом палеолита на территории современной Испании является стоянка Эль Кастильо. Проведенные изыскания позволили археологам выделить 22 историко-культурных слоя и датировать ее жизнь 150 000 - 75 000 гг. до н.э.

Центр Пиренейского полуострова к концу III тысячелетия до н.э. по-прежнему остается наименее заселенным. В районе Мадрида сохранилась стоянка Эль Сотильо, а поблизости от города Альбасете - Эль Паломар. Обе стоянки расположены вдоль путей, соединявших Месету и средиземноморское побережье полуострова. Их обитатели вполне могли использовать лошадь и оленя как надежные транспортировочные средства, их костные останки широко представлены в археологических материалах обеих стоянок.

В 17 500-11 500-х гг. до н.э. на территории современной Испании каменные стрелы постепенно вытесняются костяными. Костерезная индустрия этого периода обладает различными технологиями добычи и обработки кости, а ее продукция становится стандартизированной. Поселения этого времени представляют собой campamento, или своего рода стан: их скромная по размерам территория оконтурена стенами, а обитатели живут в них постоянно.





Культура и духовный мир Древней Испании
Поздний палеолит на территории современной Испании отмечен широким распространением наскальной живописи. Ее примером являются росписи в пещерах Альтамиры (Кантабрия), Льомина и Кастильо (Астурия). Памятники наскальной живописи к настоящему времени выявляются в Испании практически повсеместно и представлены двумя разновидностями - выполненные либо красками, либо методом резьбы и гравирования.

Безусловным памятником культуры первобытного человека на территории современной Испании признается живописное панно из Лос Летрерос (пров. Альмерия) с изображением шамана, или колдуна. У него в руках предмет, напоминающий серп или молодой месяц, а на голове-маска с козлиными рогами. Его окружают группы людей и животных, выполненные краской, наиболее схематично изображенные из которых напоминают различные геометрические фигуры типа зигзагов, крестов, свастик и т.п. Видно, что отдельные члены групп объединены по половому признаку. Сюжет носит сакрально-космогонический характер и посвящен процессу образования человеческого сообщества под руководством божества плодородия, одной из зооморфных персонификаций которого в индоевропейской мифологии являлся козел, или такая его важная часть, как рога. Можно предложить и другой вариант интерпретации: центральным персонажем выступает не само божество, а его посредник - жрец в козлиной маске.

Наскальная живопись в пещерах Альтамиры (Испания)
Наскальная живопись  в пещерах Альтамиры (Испания)


Пещеры, столь дивно декорированные, служили святилищами, а мелкие предметы (костяные фигурки, пластины с выгравированными на них животными) носят культовый характер, являются данью почитания и благодарности божествам, воплощавшимся в животных и сопутствовавшим человеку в его многотрудной жизни.

Наскальные изображения, выполненные методом резьбы и гравирования, выполнялись на открытых пространствах, например, на склонах скал или на невысоких плато, доступных взору любого человека, а не только носителей сокровенного духовного знания. Памятники наскальной живописи этого типа в Испании найдены в Каталонии, Галисии, в бассейне реки Тахо. Излюбленным материалом служили песчаники, наиболее подходящие для выбивания с помощью резца, нередко в комбинации с техникой выжигания и нанесения насечек и зарубок, какого-либо панно. Обычно это были многофигурные композиции, образуемые группами людей, которые исполняют некое священнодействие. Пространство между ними заполнено изображениями животных, а также крестов, свастик, подков или шарообразных сосудов, традиционно использовавшихся для отражения связи ритуального действа с солнцем и другими божествами его, т.е. солярного, круга, - покровителями природы и ее изобилия.

Палеолитическое искусство континентальной Европы и Пиренейского полуострова связано с появлением Homo sapiens. Этот человек создал ритуальные пляски, освоил гравирование по дереву и кости и другие искусства, несмотря на то, что в отличие от человека мыслящего, способностью к абстракции и символизму он обладал, пожалуй, лишь на интуитивном уровне.

Эдвард Резерфорд. Париж




Испания в эпоху неолита (5 500-3 300 гг. до н.э.)
В эпоху неолита (5 500/5 000-3 300 гг. до н.э.) в Испании зарождается зерновое производство и появляется так называемая шнуровая керамика - еще грубая, изготовлявшаяся из плохо промешанной глины, но уже декорируемая путем наложения на поверхность свежеизготовленного сосуда шнура и его вдавливания по всей этой поверхности. Люди продолжают использовать в качестве жилья пещеры, оставляя на их стенах гораздо более схематичные образцы настенной росписи, чем это было свойственно предыдущей, палеолитической эпохе. С другой стороны, появляются и поселения с группами хижин, круглых в плане.

Расцвет неолита на территории Пиренейского полуострова характеризуется развитием мегалитизма (V-IV тыс. до н.э.). Эта первая в истории Испании, монументальная архитектура отразила как новые социально-экономические возможности и устремления человека, объединенного в родовые организации и доверявшего свою судьбу воле аристократии, так и его существенно трансформировавшиеся религиозные ценности, ведущими из которых становятся нравы и деяния именитых предков, служившие потомкам в качестве назидания и руководства на все случаи их деятельности.

Мегалитическое сооружение (святилище) в Торральбе (Менорка)
Мегалитическое сооружение (святилище) в Торральбе (Менорка)


Мегалитические культуры Испании локализуются главным образом в южной Андалусии (районы современных Альмерии и Уэльвы) и содержат в себе своего рода божественное откровение о загробном мире - эзотерическое знание, запечатленное в камне. Мегалиты служили погребальным целям и пришли на смену ямным и катакомбным погребениям, воплощавшим идею многотрудности пути в вечную жизнь.

Мегалитические сооружения древними испанцами возводились с двумя целями: для магической охраны родовой территории либо ее физической защиты от покушений со стороны соседей. В первую очередь, это пастбища, границы которых представляли собой перманентную проблему. Совместная деятельность и «инновационные» технологии ускоряли процесс оформления более крупных и сложно структурированных образований, чем род-племя. Синхронно формируются религиозные культы двух уровней - родо-племенные и семейные, находящие отражение в сосуществовании как некрополей, так и отдельных крупных погребальных комплексов - мегалитов, сооружавшихся в честь и во славу зарождавшейся аристократии. Очень вероятно, что мегалиты служили и сторожевыми пунктами, и обсерваториями, предназначавшимися для наблюдения за движением звезд и планет.

Эдвард Резерфорд. Париж




Градостроительство и зодчество в Древней Испании. Культура Лос Мильярес (IV - первая четверть II тыс. до н.э.)
Веер новых идей свидетельствует о гораздо более высоком уровне творческого потенциала неолитического человека (по сравнению с его предшественником) - создателя, в частности, культуры Лос Мильярес (юго-восточная часть Пиренейского полуострова). Она отразила особую роль солнечного божества и потому предпочитала круглые в плане строения, овальные по топографии фортификации, золото и медь в ряду других священных металлов и т.д.

Стоянка Лос Мильярес (IV - первая четверть II тыс. до н.э.)
Стоянка Лос Мильярес (IV - первая четверть II тыс. до н.э.)


Предшественниками мегалитических гробниц на территории Пиренейского полуострова в эпоху неолита являются монументальные сооружения, возведенные из крупного камня, чередующегося с большими плоскими известняковыми плитами. В погребальную камеру обычно вел длинный коридор-дромос, основание которого - аналогично катакомбной гробнице IV тыс. до н.э. - было заглублено в землю. В своде имелось отверстие, закрытое сверху плоской плитой, через которое совершалось захоронение, в то время как коридор служил местом проведения культово-обрядовых процессий. Этот тип гробницы, в свою очередь, пришел на смену катакомбному погребальному комплексу.

Неолитические традиции, обогащенные появлением металла (в частности, самородной меди) и связанными с его добычей технологиями, нашли свое воплощение позже, в энеолитических культурах Испании - в иерархизации социальной структуры общества, зарождении идеи вождя, освященного традицией, и конечно, в радикальных переменах в образе жизни. В III тыс. до н. э. на территории Испании появляются поселения - небольшие аграрные центры и стойбища пастухов, с одной стороны, и укрупненные и укрепленные поселения, служившие целям защиты территории или контроля за нею, с другой.

Выдающимся примером архитектуры поселения энеолитического типа в древней Испании служит расположенный на реке Андаракс (пров. Альмерия) археологический комплекс Лос Мильярес. Он включал целую группу небольших производственных аграрных центров, соединенных сетью дорог. Его площадь была равна около 5 га, где проживало 1000-1500 человек. Человек обитал здесь в период IV-III - первая четверть II тыс. до н.э. Комплекс был окружен тремя «кольцами» стен, укрепленных бастионами и 15 башнями, полукруглыми и квадратными. Протяженность внешней стены равнялась 310 м, ее вход был особенно искусно укреплен. Вдоль оборонительных стен располагались жилища - круглые хижины, возведенные на каменном цоколе и без каких-либо внутренних перегородок. При некоторых хижинах имелись металлургические мастерские, а на общей территории функционировали оросительные каналы. Склады размещались преимущественно в нижних частях башен, раскопано много хозяйственных ям.

Зодчество в Древней Испании (IV - II тыс. до н.э.)
Зодчество в Древней Испании (IV - II тыс. до н.э.)


Древние испанцы выращивали здесь бобовые и зерновые культуры, а так же лен, широко использовавшийся - как и шерсть домашних животных - в ткачестве. Есть свидетельства возделывания оливы и винограда. Другой вид занятий - это скотоводство. Наряду с обрабатывающими ремеслами население вело добычу строительного камня, изготавливало керамику, культовые и вотивные предметы редкостной красоты.

Лос Мильярес, как и большинство энеолитических поселений, - это археологический бикомплекс, поскольку в паре с ним существовал некрополь. Он располагался в прямом соседстве с поселением, непосредственно примыкая к внешней стороне оборонительных сооружений, и представлен более чем 1000 мегалитическими захоронениями с богатым погребальным инвентарем - плоскими каменными идолами, керамикой, разнообразной по форме и декорированной изображениями солнца, туго скрученными спиралями, парами человеческих глаз и т. д

Культура типа Лос Мильярес получила распространение во всем западноиспанском мире. Это выразилось в заимствовании основных идей мегалитизма, связанных с поклонением божествам солярного круга и сооружением мегалитов в их честь. Керамика культуры Лос Мильярес в последствии послужила прообразом керамических сосудов колоколовидной формы (кувшины, плоские чаши округлой формы и т.д.) восточноиспанского варианта, орнаментика которой отражала культ солнечного божества.





Бронзовый век в Испании (2 200-700 гг. до н.э). Аргарская культура
Бронзовый век в Испании (2 200 - 700 гг. до н.э.) характеризуется весьма заметными, по сравнению с энеолитом, новациями. Основная из них - это использование металла для изготовления оружия, орудий труда, утвари, хотя камень по-прежнему применяется для производства топоров, рала и т.п.

Поселение Эль Хадрамиль на реке Гвадалете (2 200 - 700 гг. до н.э.)
Поселение Эль Хадрамиль на реке Гвадалете (2 200 - 700 гг. до н.э.)


Одним из наиболее ярких поселений периода бронзового века в Испании (2 200 - 700 гг. до н.э.) является поселение Эль Хадрамиль на реке Гвадалете (современный Аркос де ла Фронтера, недалеко от Кадиса). Оно возникло в эпоху среднего неолита и достигло расцвета в эпоху бронзового века. Благодаря столь продолжительной жизни на его примере можно проследить процесс урбанизации древнеиспанского общества: поселение имело улицы и площади, прямоугольные или, реже, овальные в плане, жилища, подземные и полуподземные сооружения, служившие для дренажа и сбора воды. Жилища представляли собой «анфилады» внутренних помещений, во дворах находились ямы с вертикально выложенными стенами для хранения зерна и силоса. Особого внимания заслуживает большое сооружение, вырубленное в скале и имевшее два входа (или, возможно, вход и световой колодец в виде люка). Его значительная площадь, сложная архитектура, объем затраченного труда, свидетельствуют о его культовом предназначении. Оно могло быть подземным святилищем, но могло служить и местом захоронения представителей элиты.

Остатки дренажных и оросительных сооружений, широких каналов (канав), служивших для промывки горных пород и транспортировки рудного сырья, свидетельствуют об организации жизни на основе общинной собственности, поскольку эксплуатация водных ресурсов, строительство связанных с этим сооружений и их обслуживание в одиночку были невозможны.

Аргарская культура в Древней Испании (2 200-1 650 гг. до н.э.)
Аргарская культура в Древней Испании (2 200-1 650 гг. до н.э.)


Древний и средний периоды бронзового века (2 200-1 650 гг. до н.э.) на территории Испании стали временем формирования и расцвета Аргарской культуры, которая локализуется на юго-востоке Пиренейского полуострова и представлена многочисленными небольшими поселениями аграрного типа либо oppida - протогородскими центрами, осуществлявшими контроль за торговыми дорогами, переправами и местами добычи рудного сырья. Культура получила свое название по поселению Эль Аргар (пров. Альмерия).

Особенностью Аргарской культуры был высокий удельный вес горного дела, добычи меди и её переработки бронзолитейщиками. Древнеиспанские племена культуры Эль-Аргар имели связи не только с другими племенами, обитавшими на Пиренейском полуострове, но и с теми, которые населяли далёкие Британские острова: это вызывалось необходимостью получения олова для выплавки бронзы. Во многих домах эль-аргарских посёлков находят при раскопках остатки бронзолитейных мастерских.





Ремесло в Древней Испании
В верхнем палеолите в Испании наблюдается заметный прирост населения за счет иммигрантов из запиренейской Европы, которые в условиях бурного таяния ледников были вынуждены покидать обжитые места. В одной только Кантабрии известно более 20 стоянок этого времени, что иллюстрирует тезис о полуострове как о своего рода убежище для европейцев. Они принесли с собой собственный набор изделий из разнообразного камня и технику его обработки, а так же костерезное ремесло - изготовление подвесок, серег, бус, игл, шильев. Эти артефакты являются однозначным свидетельством расширения производственного кругозора туземцев и их религиозно-культурных знаний за счет ассимиляции новых навыков, идей и ценностей.

Чаши с орнаментом в солярном стиле (культура Лос Мильярес,пров. Альмерия)
Чаши с орнаментом в солярном стиле (культура Лос Мильярес,пров. Альмерия)


На стоянке Парпальо (Валенсия), возникновение которой относится к концу III тысячелетия до н.э., найдена разнообразная коллекция изделий из камня, включая так называемые бифасные стрелы с крылышками и черенком. Этот тип костяных стрел в эпоху энеолита будет воспроизведен в металле.

Изменения в традиционной системе ценностей и ориентиров в эпоху неолита на Пиренейском полуострове ускоряют мобильность населения, способствуют демографическому росту, социальной дифференциации и закреплению идеи аристократической власти, опознавательными знаками которой становятся погребальные комплексы мегалитического типа. Такими же знаками служат изделия из кости (рога козла, буйвола и т.д.) с выгравированными на них изображениями, расписная керамика и разнообразная скульптура - плоская, рельефная, круглая, отражающая жизнь человека и взаимодействие с пантеоном богов, оформляющимся вокруг Верховного Бога и Богини-Матери.

Посуда из Эль-Аргара
Посуда из Эль-Аргара.


В период бронзового века на территории Испании развивается металлургия, появляется техника изготовления металлосплавов, например, бронзы из сплава меди и мышьяка или олова. Металлоизделия весьма разнообразны - кинжалы, мечи, наконечники стрел и т.д. Совершенствуются торевтика и ювелирное дело. В то же время меняются погребальные традиции: появляются индивидуальные захоронения в ямах или пифосах, нередко располагавшихся под полом жилища. Ранее всего и наиболее полно эти особенности проявились на юге и юго-востоке Испании, особенно в культурах Эль Аргар и продолживших свою историю Лос Мильярес, а также в Мурсии, Гранаде, частично в Хаэне и Сьюдад Реале.

Бронзовые изделия, вырабатывавшиеся на юге Испании, широко распространялись за её пределами. Эти изделия в большом количестве встречаются в Южной и особенно Юго-Западной Франции и достигают Северной Италии, где найдены не только изделия из бронзы, но и характерные для этой культуры, чёрные лощёные сосуды, вероятно (как в период энеолита колоколовидные сосуды), завозившиеся вместе с бронзовым оружием.

Эдвард Резерфорд. Париж




Общественный строй в Древней Испании
Совместная деятельность древних испанцев в составе племен, «инновационные» технологии уже в эпоху неолита ускоряли процесс оформления более крупных и сложно структурированных образований, чем род-племя. Синхронно формируются религиозные культы двух уровней - родо-племенные и семейные, находящие отражение в сосуществовании как некрополей, так и отдельных крупных погребальных комплексов - мегалитов, сооружавшихся в честь и во славу зарождавшейся аристократии.

Племена Южной Испании занимались земледелием и скотоводством. Их посёлки строились на возвышенностях и обносились прочными каменными стенами. Дома в таких посёлках были многокомнатными и даже двухэтажными. К концу бронзового века на территории Испании племена достигли немалых успехов в области развития производительности труда. Они занимались пашенным земледелием, садоводством и в ещё большей степени усовершенствовали бронзолитейное мастерство. При этом они, вероятно, начали применять труд военнопленных рабов, как в сельском хозяйстве, так и в горном деле. Память об этих успехах сохранилась в позднейших преданиях о большой древности южно-испанского рабовладельческого государства Тартесс, которое якобы существовало уже во II тысячелетии до н. э.

Общественный строй в Древней Испании
Общественный строй в Древней Испании


Поздний период бронзового века (1 250-700 гг. до н. э.) на территории Испании, традиционно считающийся финалом первобытной истории, отражает те кардинальные изменения, которые последовательно завоевывали себе место во всех сферах жизнедеятельности древнейших жителей Испании: в демографии, экономике, общественных отношениях. Технологические инновации (например, навыки изготовления полых, дутых, литых изделий из бронзы) обеспечили индустриальный прогресс, он в свою очередь принес изменения в социальную сферу - появились сложные, иерархизированные общества, всё более уходившие от первобытной демократии к централизованному управлению, а демографический рост населения, в том числе за счет иноземцев, ускорял эти процессы. Так привилегированное географическое положение Пиренейского полуострова приобретает особое значение в истории его населения.

Своеобразная культура Южной Испании бронзового века была создана населением, в котором следует видеть протоиберские племена. Их потомки — иберы впоследствии населяли те же области Пиренейского полуострова, близлежащие острова Средиземного моря и юго-западную часть Франции. Возможно, что на восток за пределы полуострова иберы проникли ещё в период раннего бронзового века.


Еще по истории Испании:


История Испании
полный курс



А.Моруа. История Франции

Природные ресурсы Испании