Menu
Испания в XV в. Объединение Испании ----- ИСПАНИЯ В КОНЦЕ XV ВЕКА. КАТОЛИЧЕСКИЕ КОРОЛИ ----- Испания в эпоху Великих географических открытий (XV - XVI в.в.)


ИСПАНИЯ В КОНЦЕ XV ВЕКА. КАТОЛИЧЕСКИЕ КОРОЛИ




Внутренняя политика католических королей Испании в конце XV века
Время правления короля Фердинанда II Арагонского (1452—1516) и королевы Изабеллы I Кастильской (1451—1504) представляет поворотный момент в исторических судьбах Испании. Оно открыло перед господствующим классом беспредельные перспективы, но оно же таило в себе зловещие признаки грядущего упадка.

Изабелла I Кастильская - королева Кастилии и Леона 1474 - 1504 г.г. Первые годы правления королевской четы еще во многом напоминают времена их предшественника — Генриха IV. Дворянские банды, возглавляемые духовными и светскими магнатами, хозяйничали по всему полуострову, занимаясь грабежами и насилиями, нарушая нормальное течение жизни. Но уже с самого начала дала себя знать твердая рука новых правителей страны, направившая свои удары в первую очередь против знати. Эта политика беспощадного террора находила себе поддержку в городских объединениях, располагавших и собственной военной силой и материальными ресурсами.

Уже в 1480 г. создалась "Святая германдада", представлявшая собой конфедерацию городов, объединившихся в борьбе против феодальной знати. Конфедерация кастильских городов располагала отрядом в 2 тысячи всадников и значительным количеством пехоты, которые и несли полицейскую охрану. Сторожевые посты расставлены были по стране через каждые пять миль и при первой же попытке грабежа или насилия начиналось преследование.

Германдада имела свой суд из представителей от городов; он немедленно приступал к разбору дела, вынося суровые приговоры, причем широко применялась смертная казнь. Решения суда были безапелляционны и тотчас же приводились в исполнение. Финансировалась эта организация теми же городами, которые ввели для этого особое обложение всего населения. Таким путем королевская власть получили готовую вооруженную силу, которая была широко использована как для полицейской охраны, так и для военных целей.

В 1488 г. "Святая германдада" была учреждена и в Арагоне. Уже в течение первых лет своего правления новые государи обрушились беспощадным террором на крупных феодалов, ликвидируя дворянские банды в Галисии, Андалусии и Кастилии. Многие поплатились своей жизнью, многие спаслись бегством, — замки их разрушали до основания, имущество конфисковывалось.

Король Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла I Кастильская
Король Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла I Кастильская


Одновременно началась и реорганизация самой системы управления, и важнейшие реформы были проведены уже на первых кортесах, созванных в Толедо в 1480 г. Несмотря на сопротивление знати, на этих кортесах был проведен ряд актов, лишавших знать права воздвигать новые замки, чеканить собственную монету. Королевские земли, захваченные самочинно или даже пожалованные прежними королями, были отобраны. Обширные владения духовно-рыцарских орденов точно также перешли в ведение короля, рыцари этих орденов были переведены на точно фиксированную пенсию и само управление орденами перешло в дальнейшем к королю Фердинанду, что было санкционировано и папской буллой.

Умиротворение страны и ликвидация дворянских разбойничьих банд обусловлено было организованным сопротивлением городов, а также мелкопоместного дворянства, поставлявшего главные военные контингенты для борьбы против ненавистных им крупных магнатов.




Положение крестьянства в Испании в конце XV в.
Политика "католических государей" в конце XV века в отношении кастильского крестьянства была довольно противоречива. Беспощадная расправа со знатью не могла не вызывать сочувствия и поддержки со стороны крестьян. Королевская власть проводила даже ряд актов, обеспечивавших крестьянам свободное обращение со своим имуществом, облегчавших выкуп на волю, устранявших злоупотребления со стороны феодалов. Но эта политика не была выдержана до конца: нередко Фердинанд и Изабелла давали приближенным лицам в качестве пожалований целые населенные пункты и тем самым ставили население в зависимое положение от нового господина.

Несравненно тяжелее было положение арагонского крестьянства, которое и в XV в. продолжало находиться под феодальным гнетом могущественного дворянства. И здесь крестьянство уже само вставало на борьбу за свое освобождение. Конец XV и начало XVI в. в Арагоне были весьма богаты крестьянскими восстаниями, правда, возникавшими спорадически и не перераставшими в общую крестьянскую войну. Фердинанд в своем собственном домене пытался облегчить положение крестьянства путем ограничения феодальных привилегий и запрещения "дурных обычаев", но его мероприятия каждый раз наталкивались на противодействие могущественной дворянской олигархии.

Разрешение крестьянского вопроса в Испании пришло из того района испанской монархии, где развернулось наиболее крупное по размерам крестьянское восстание. Этим районом по-прежнему была Каталония. Постановления кортесов 1481 г., восстановившие права и привилегии сеньоров, означали полный крах для крестьянства. Сеньоры не преминули воспользоваться своей победой и усилили эксплуатацию ременс.

Фердинанд II Арагонский - король Арагона в 1479 — 1516 г.г. Это послужило толчком к новому взрыву крестьянской войны. Она возобновилась осенью 1484 г., главным ее очагом по-прежнему была долина Миерес в Херонском диоцезе. Во главе восставших стал крестьянин Педро Хуан Сала, хорошо знакомый с военным делом, как и многие крестьяне этого района, нередко участвовавшие в войнах того времени. Ему удалось собрать значительные отряды ременс, вооружить их арбалетами и с самого начала нанести поражение отряду, посланному из города Хероны для усмирения восстания.

Этот успех вызвал смятение как среди дворянства, так и среди членов городского совета Барселоны. Фердинанд в это время находился в Андалусии, а его именем каталонским принципатом правил в качестве наместника его двоюродный брат Генрих. Напуганные движением ременс местные власти растерялись, между дворянством и горожанами не было единства. Последние более склонны были идти на компромисс, тем более, что вождь крестьян, выступая за освобождение крестьян, ссылался на согласие короля. Между тем восстание разрасталось и перекинулось в соседние районы.

В Викском диоцезе движение возглавлял племянник Салы, Варфоломей. Попытки подавить восстание все время терпели неудачу, так как и войска (главным образом пехотинцы) неохотно шли на усмирение. В январе 1485 г. два крестьянских ополчения, возглавляемые дядей и племянником, очутились уже у предместий Барселоны. Они захватили Кальдас, Гранольерс и Таррасу и подвергли эти пункты разгрому. Только в конце марта дворянским отрядам удалось нанести крестьянам серьезное поражение и захватить в плен их вождя Педро Салу. Его доставили в Барселону, привязали к трем ослам, на берегу моря обезглавили и четвертовали, голову вывесили на городской башне.

Но восстание ременс на этом не окончилось, оно превратилось в партизанскую войну. И это усложняло для представителей господствующего класса задачу окончательного подавления восстания. Явившиеся сюда агенты короля добивались компромисса, на котором настаивали и горожане. Но местные сеньоры, в особенности духовенство, продолжали упорствовать и требовали решительной расправы с ременсами.

В декабре 1485 г. отправились в Андалусию к Фердинанду депутации от крестьян, сеньоров, духовенства и от города Барселоны для выработки соглашения под руководством самого короля. 21 апреля 1486 г. в монастыре св. Марии де Квадалупе (возле Кóрдовы) состоялось совместное совещание депутаций с королем, а через несколько дней была обнародована так называемая "Сентенция", которой отменялось крепостное право в Каталонии. Этим государственным актом отменялись шесть так называемых "дурных обычаев".

Однако эта отмена наиболее ненавистных для крестьянства феодальных повинностей обусловлена была определенным выкупом и только такие повинности, как "право первой ночи", насильственный привод кормилиц в дом сеньера, были отменены без вознаграждения. У сеньора было отнято право уголовной юрисдикции, переходившее теперь к короне, но гражданская юрисдикция за ним сохранялась.

Данный акт не отменял окончательно феодальной зависимости и обязывал крестьян приносить сеньорам присягу в том, что они держат в зависимости от сеньоров мансы, дома и всякого рода земли и угодья, но без подчинения "дурным обычаям". Крестьяне получили право свободно уходить со своих участков и брать с собою движимое имущество, кроме виноградного пресса, и при условии предварительной уплаты всех долгов. Что же касается их земельных участков, то они переходили к сеньору.

Положение крестьянства в Испании в конце XV в.
Положение крестьянства в Испании в конце XV в.


Крестьяне лишены были права отчуждать свои земельные держания за исключением тех, которые были ими приобретены путем купли. Отменялись, таким образом (да и то с оговорками), личные права сеньора, проистекавшие из его функций как государя. Сентенция полностью сохраняет за ним так называемые "реальные права", связанные с земельными держаниями, в том числе десятину и другие поборы в пользу церкви. Освобождались от этих повинностей только те крестьяне, которые могли доказать документами, что они освобождены от них.

Следует при этом подчеркнуть, что восставшие ременсы особенно яростно боролись против феодального гнета со стороны церкви и как раз этого они не добились. В Сентенции речь шла только о смягчении личной зависимости на определенных условиях, а материальные интересы сеньоров всячески ограждались. Заканчивается Сентенция внушительными угрозами по адресу крестьян. Король распорядился наказать смертью зачинщиков восстания и конфисковать имущество у семидесяти главарей крестьянских отрядов. Многие крестьяне считали себя обманутыми, и отдельные вспышки мятежа еще имели место. Но основная масса крестьянства успокоилась и не поддержала движение.

Таким образом, крестьянское движение в Испании в конце XV века все же расшатало основы феодального строя в наиболее передовом углу Испании. Однако, дворянству и духовенству удалось удержать в своем владении земельные участки и ускорило процесс экспроприации мелкого производителя, страдавшего одинаково как от пережитков крепостничества, так и от власти ростовщиков и предпринимателей. Новая испанская монархия, боровшаяся против своеволия феодалов и пошедшая на компромисс с крестьянством, продолжала, однако, стоять на страже интересов господствующего класса.

Эдвард Резерфорд. Париж



Внешняя политика Испании в конце XV в. Завоевание Гранады
Разрешив задачу посредничества между феодалами и крестьянством изданием Сентенции, "католические государи" могли теперь обратить внимание на территориальное расширение объединенного королевства Испании. Но и во внешней политике путь испанской монархии был глубоко противоречивым. Разнородность ее состава, которая не могла быть сглажена фактом объединения Кастилии и Арагона, направляла завоевательные стремления обоих государств в различные стороны. Интересы Арагона и в особенности каталонской буржуазии втягивали Фердинанда в гущу европейской политики. От его предшественников остался ему в наследие ряд неразрешенных и спорных международных проблем: не закреплена была еще окончательно южная Италия, оставались в качестве залога за неуплаченный долг Франции соседние графства Руссильон и Сердань, очень остро стоял вопрос о Наварре.

Все эти проблемы обостряли отношения с Францией, в то время как для Кастилии характерны были дружественные отношения с этим государством. Интересы кастильских господствующих групп теснее были связаны с неразрешенными задачами в пределах Пиренейского полуострова и, поскольку Кастилия была и осталась основной и руководящей частью в составе испанской монархии, то этим и определился дальнейший процесс расширения королевства.

Испания к 1490 году
Испания к 1490 году


Небольшое Гранадское княжество, прикрытое снежной горной цепью — Сиерра-Невадой, стало с XIII в. центром притяжения для всех мусульман, не подчинившихся завоевателям. Занимая незначительную часть побережья, от Малаги до Гибралтара, оно находилось в соприкосновении с северной Африкой и это давало ему точку опоры в борьбе против могущественных северных соседей.

В XIV в. Гранада, управляемая султанами, переживала период значительного подъема. Это был густонаселенный центр с разнообразной промышленностью, с прекрасной оросительной системой, цветущими полями и садами. Столица этого княжества украсилась великолепными дворцами, мечетями и другими памятниками арабской архитектуры. Приобретшая мировую известность резиденция гранадских султанов — Альгамбра — создавалась именно в это время на основе более древних сооружений.

Гранадский университет привлекал к себе внимание как один из центров учености. Гранада дала многих представителей науки, литературы, искусства. Окруженная высокими стенами и башнями, расположенная на одной из разветвлений Сиерра-Невады, Гранада представляла собой хотя и небольшой, но серьезный оплот против домогательств кастильских королей в XV в. За предшествующие столетия делались попытки завоевания отдельных пунктов этого княжества, но всегда неудачно.

Чаще всего сами гранадские султаны вмешивались в междоусобия своих соседей, охотно заключая выгодные для себя союзы и поддерживали одну из борющихся сторон. Создавались экономические и культурные связи между гранадским и испанским населением. В Альгамбре, кроме знаменитых арабских декоративных росписей в "зале суда" сохранились стенные росписи с изображением различных сцен. Эти росписи, предположительно, были сделаны в XV в. или итальянскими или даже одним из каталонских художников.

Все это свидетельствовало о возможности мирного сосуществования испанских государств и небольшого княжества, где сосредоточилась мавританская народность. И пока политика кастильских королей определялась в значительной степени демократическими силами испанского общества, до тех пор и не возникало настойчивого стремления во что бы то ни стало ликвидировать этот остаток мавританских владений. В самой Кастилии, и даже в аристократическом Арагоне, так называемые мудéхары наряду с евреями, пользовались широким покровительством со стороны королей.

Гранадский эмират в XV веке
Гранадский эмират в XV веке


С конца XIV в. положение резко изменилось к худшему. Упадок значения городов и установление ничем не сдерживаемого господства алчной и анархичной духовной и светской знати уже ставили вопрос о судьбе Гранады.

Задача, которая вставала перед Фердинандом и Изабеллой в деле захвата Гранады, облегчилась тем, что Гранадское княжество в это время раздиралось внутренними междоусобиями. Власть в Гранаде оспаривали друг у друга члены одной и той же правящей фамилии. Это и давало удобный повод для вмешательства во внутренние дела слабеющего княжества.

Военные экспедиции в его пределы начались уже с 1481 г., но все же понадобилось десять лет для окончательного подчинения этого остатка мавританских владений в Испании. За это время целый ряд населенных пунктов Гранадского эмирата попал в руки Фердинанда, непосредственно руководившего военными операциями.

К концу 1490 г. у мусульман осталась только столица Гранада с прилегающими окрестностями. Узурпировавший власть сначала у отца, а потом у дяди султан Абу Абдалах (или Боабдиль) заперся в стенах города, окруженного испанскими войсками. В лагере находилась и королева Изабелла, преисполненная религиозного фанатизма в борьбе против последнего оплота «неверных». Когда по случайной причине лагерь осаждавших сгорел от пожара, был выстроен у стен Гранады новый каменный город, которому Изабелла дала имя Санта Фэ ("Святая вера").

Испанские рыцари, вдохновляемые присутствием королевы и подстрекаемые фанатичным духовенством, смотрели на эту войну, как на святое дело. Стиснутые кольцом осаждавших и утратившие всякую надежду на помощь из Африки, мавры во главе с Боабдилем вынуждены были капитулировать, и в декабре 1491 г. договорились с представителями Фердинанда и Изабеллы об условиях сдачи города; 2 января 1492 г. была занята испанскими войсками Альгамбра, и на следующий день состоялось торжественное вступление в город короля и королевы.

Условия мирного договора носили примирительный характер. Ими обеспечивалась неприкосновенность личности и имущества, свободное отправление мусульманского культа, сохранение мечетей и их имущества, оставление в занимаемых должностях мусульман и евреев, освобождение пленных, ограничение подати, предоставление маврам права свободно переселяться в Африку вместе со своим имуществом. Было дано взаимное обязательство — не препятствовать жителям Гранады переходить из одной веры в другую; было также оговорено, что мавры могли свободно передвигаться по всей территории королевства, находя защиту своей личности и имущества.

Испания к концу XV века
Испания к концу XV века


Несомненно, завоевание Гранады в 1492 г. — крупнейший факт испанской истории. Это не просто успешное военное предприятие, это вместе с тем и поворотный момент в ходе классовой борьбы, определивший собою и дальнейшее расширение государства и ход событий внутренней его истории.

Решающий натиск на последний оплот мавров проводился при поддержке широких и разнообразных кругов испанского общества. На борьбу с маврами с одинаковым энтузиазмом и религиозным рвением шли и крупные магнаты, и широкая масса рыцарства, и горожане, и даже крестьянство. Испанскому абсолютизму "католических государей" удалось сначала при помощи военной силы городов сломить феодальную знать, найти компромисс в разрешении грозного крестьянского вопроса и тем самым предохранить господствующий класс от зловещих проявлений крестьянской революции, а после этого направить волю и чувства столь противоречивых и различных классов по единому руслу борьбы против "неверных".




Первая итальянская война (1494—1496 г.г.)
Итальянские войны (1494—1559 г.г.) — серия военных конфликтов между Францией, Испанией и Священной Римской империей с участием других государств Западной Европы (Англия, Шотландия,Швейцария, Венеция, Папская область и итальянские города-государства), а также Османской империи за обладание Италией и гегемонию в Европе и Средиземноморье. Возникнув как династический спор за престол Неаполитанского королевства, Итальянские войны быстро превратились в общеевропейский конфликт. С 1520-х годов главной составляющей этого конфликта стала борьба между Францией и Габсбургами за доминирование в Западной Европе. Военные действия проходили, главным образом, на территории Италии, а также в Нидерландах.

Италия в 1494 году накануне Итальянских войн После смерти неаполитанского короля Фернандо I в 1494 году претензии на престол Неаполя заявил французский король Карл VIII, приходившийся родственником монархам Анжуйской династии (правившей в Неаполитанском королевстве в 1266—1442 годах). Эти претензии были поддержаны герцогом Миланским Лодовико Моро, а также папой Александром VI, конфликтовавшим с Неаполем.

Началась Первая итальянская война (1494—1496 г.г.). Французские войска вторглись в Италию, подчинили Флоренцию и, практически не встречая сопротивления, в 1495 году заняли Неаполь. Однако против Франции вскоре сложилась Венецианская лига итальянских государств, опасающихся чрезмерного усиления французского влияния на полуострове.

К лиге присоединились император Священной Римской империи Максимилиан I и король Арагона Фердинанд II. Под угрозой оказаться отрезанным от Франции Карл VIII покинул Неаполь. 6 июля 1495 года французские войска встретились с армией Венецианской лиги в сражении при Форново, и не сумев добиться победы, ушли во Францию. В 1496 году испанские войска очистили территорию Италии от французских гарнизонов, остававшихся в крепостях, а французский гарнизон в Неаполе капитулировал. Назначенный Карлом вице-королем Неаполя, герцог Монпансье умер от чумы, а д’Обиньи привёл во Францию остатки французских гарнизонов.

Разгром Неаполитанского королевства вызвал крах баланса сил на Апеннинском полуострове. Между итальянскими государствами начались столкновения, выливающиеся в вооружённые конфликты (война между Флоренцией и Пизой (с 1494 года), борьба между папой и домом Орсини, начало захватов Чезаре Борджиа коммун и сеньорий Средней Италии). С другой стороны, короли Франции также не желали отказываться от своих планов по захвату итальянских территорий.

Военная кампания Карла VIII в Италии. Первая Итальянская война (1494-1496г.г.)
Военная кампания Карла VIII в Италии. Первая Итальянская война (1494-1496г.г.)


Эдвард Резерфорд. Париж



Католическая церковь в Испании в конце XV в. Инквизиция
В борьбе за укрепление своей власти испанские короли опирались на католическую церковь. Нигде католическая церковь не была так сильна, как в Испании в XV веке. Так как реконкиста осуществлялась под лозунгом борьбы "креста с полумесяцем", т. е. борьбы христианских народов против мусульман, в Испании создалась благоприятная почва для католического фанатизма. Королевская власть использовала это и поддерживала новый политический порядок всей силой церковного авторитета.

При Фердинанде и Изабелле положение церкви значительно изменилось. С первых же лет правления названных королей она лишилась и здесь своей материальной базы, так как обширные владения духовно-рыцарских орденов отошли к короне, а звание магистра этих орденов перешло к Фердинанду. В пользу королевской власти был разрешен и вопрос о праве назначать на епископские должности. После некоторого сопротивления папа Сикст IV уже в 1482 г. вынужден был признать за "католическими государями" право так называемой "суппликации", т. е. право отвода папских кандидатов и раздачи церковных бенефиций своим собственным кандидатам. Наконец, завершающим моментом в изменении судеб испанской церкви явилось учреждение "святой инквизиции".

Томас де Торквемада (1420 — 1498) — основатель испанской инквизиции В 1480 г. в Испании была организована инквизиция, и вскоре начались беспощадные гонения на мусульман, евреев и еретиков. Особенно усилились эти гонения после взятия Гранады. Евреям и мусульманам было предложено или покинуть страну, или перейти в христианство. Десятки тысяч людей, главным образом ремесленников и торговцев, ушли из Испании. Но и перешедшим в христианство евреям и мусульманам грозила вечная опасность.

Стоило кому-нибудь донести, что они придерживаются своей прежней веры, их немедленно предавали суду инквизиции. Политическая оппозиция королю стала приравниваться в Испании к церковной ереси, и врагов королевской власти начали привлекать к суду инквизиции в качестве еретиков. Таким образом, инквизиция беспощадно расправлялась не только с евреями и мусульманами, но и с испанцами-христианами, если их подозревали во "враждебном отношении к церкви и королю".

Захват Гранады был оформлен мирным договором, который давал широкие и благоприятные условия для мирного сожительства христианского и мусульманского населения. Но вскоре после взятия Гранады условия мирного договора были нарушены и началось беспощадное преследование мавров и евреев.

Главным орудием королевской власти в борьбе против неверных и еретиков была "святая инквизиция". Возникнув впервые в Арагоне и южной Франции еще в XIII в., она была реорганизована на испанской почве в первые же годы правления Фердинанда и Изабеллы. Подлинным ее основателем был фанатичный и неумолимый в делах веры духовник королевы — доминиканец Томас Торквемада. Он еще до окончания борьбы за престол вынудил у Изабеллы обещание, что как только она станет королевой, она посвятит себя "искоренению ереси во славу божию и для преуспеяния католической веры".

Уже в 1478 г. по просьбе Фердинанда и Изабеллы папа Сикст IV издал буллу об учреждении в Кастилии инквизиции. Этот акт был окончательно оформлен в 1480 г. назначением двух инквизиторов, одного асессора и одного прокуратора-фискала, а в 1481 г. инквизиционный трибунал уже приступил к делу. В первую очередь жертвами "святой инквизиции" стали евреи. В предшествующие столетия они пользовались относительной веротерпимостью. Они составляли торговую и промышленную часть населения полуострова, многие из них роднились с христианами, переходили даже в христианство и занимали часто высокое общественное положение. Но уже с XIV в., а особенно в XV в. развертывается в Испании полоса еврейских погромов, которые непосредственно предшествовали введению инквизиции.

Еврейство воспринималось в Испании под воздействием католического духовенства как величайшая ересь, но особую бдительность инквизиторы проявляли к так называемым "новым христианам" или "иудействующим", которые, при внешнем соблюдении католических обрядов втайне оставались верны "Моисееву закону". После массовых арестов, широкого шпионажа, мучительных допросов и пыток, 6 января 1481 г. на севильской площади состоялось первое ауто да фе ("акт веры") и было сожжено шесть евреев.

Испанская инквизиция в конце XV века
Испанская инквизиция в конце XV века


В Испании казнь еретиков проводилась в виде мрачного церковного представления, которое носило название «аутодафе» (что значит в переводе — «дело веры»). Сожжение еретиков происходило на площадях в присутствии королевского двора, феодалов и горожан. В процессии под пение религиозных гимнов впереди шло духовенство, а за ним вели осуждённых на казнь.

Усердие инквизиции в преследовании еретиков подогревалось тем, что в пользу инквизиторов и доносчиков шла треть имущества осуждённых. Остальное получал король. Испанский народ, освободивший страну от арабов, оказался порабощённым деспотической королевской властью, феодалами и хищным, фанатическим духовенством

В 1483 г. был назначен в качестве главного инквизитора Кастилии и Арагона Торквемада, который и выработал окончательный устав для "святой инквизиции" и последовательно, с присущей ему жестокостью и изуверством, проводил его в жизнь. Количество жертв инквизиции не поддается точному учету, и источники дают об этом противоречивые показания, но во всяком случае за время руководства этим делом Торквемады было сожжено в Испании около восьми тысяч человек, главным образом иудействующих, еще большее количество подверглось другим суровым наказаниям, причем у всех осужденных, как правило, имущество конфисковывалось и шло отчасти на оплату инквизиторов, а отчасти в королевскую казну.

Таким образом, ко времени завоевания Гранады работа инквизиционного трибунала была в полном разгаре и неудивительно, что ликвидация мавританской твердыни послужила поводом для нового взрыва религиозного фанатизма и национальной нетерпимости. На этот раз инициатором преследований мавров и гранадских евреев оказался духовник Изабеллы Хименес де Сизнерос — фигура столь же яркая и типичная для своего времени, как и Торквемада. Он стал королевским исповедником в 1492 г., когда были подписаны условия договора с маврами. Но эти условия не касались евреев, и в этом же году был издан акт об изгнании всех евреев из Кастилии и Арагона с запрещением увозить с собой "золото, серебро, монету и предметы, не подлежавшие вывозу из страны".

Около 165 тысяч человек эмигрировало из Испании, 50 тысяч крестилось и 20 тысяч погибло. Новый духовник, получивший через три года толедскую архиепископскую кафедру, направил свое религиозное рвение на побежденных мавров. Он начал насильственно обращать последних в христианство, в явное нарушение мирного договора. Он искал поводов для превращения этой практики в систему; доведенные до отчаяния мавры подняли восстание в городе Альбасете и против них была отправлена карательная экспедиция.

Под страхом изгнания или дальнейших преследований в 1499 г. 50 тысяч мавров крестилось. Чтобы закрепить этот акт массового обращения неверных в католическую веру, Сизнерос решился на следующую меру. На одной из площадей Гранады он учинил грандиозный костер из арабских книг и рукописей, представлявших собой подлинные шедевры. Он пощадил только около 300 арабских сочинений по философии, медицине, истории, естественным наукам, передав их в библиотеку университета в Алкале. До двух тысяч книг и рукописей богословского содержания погибло в пламени.

Сизнерос продолжал насильственные обращения в христианство, и в 1500 г. в районе бывшего Гранадского эмирата — в Альпухарре, Баэсе, Гвадиксе, в теснинах Филабрес возникли новые восстания и притом настолько серьезные, что кастильское войско долго не могло справиться с ними, и только с прибытием сюда Фердинанда повстанцы капитулировали. Им было предложено переселиться в Африку, если они не хотят отречься от мусульманства.

В 1502 г. эта мера была распространена на всю Кастилию. С тех пор в Испании остались только обращенные в христианство мавры, получившие название "морисков". Политика принудительного обращения в христианство не находила себе широкого применения в Арагоне, Каталонии и частично в Валенсии. В этом районе полуострова с наиболее развитой промышленностью и торговлей, деятельность инквизиционного трибунала все время наталкивалась на упорное сопротивление, которое нередко выливалось в насильственные акты.

Испанская инквизиция в конце XV века
Испанская инквизиция в конце XV века


Городской совет Барселоны делал настойчивые представления о том, что такая политика подорвет торговлю и равносильна гибели самого города. Но все же и здесь мудéхары, мориски и иудействующие, напуганные кровавым террором, господствовавшим в соседней Кастилии, предпочитали эмигрировать за пределы полуострова.

С установлением инквизиции в конце XV века завершилось и формирование государственного аппарата испанской абсолютной монархии. Католическая церковь и глава ее — римский папа — нашли на Пиренейском полуострове благоприятную почву для своего господства. В течение нескольких столетий князьям церкви, архиепископам и магистрам орденов удавалось занимать самостоятельное положение и отстаивать свои собственные интересы в кровавых междоусобицах феодальной знати.

Таким образом, на испанской почве инквизиция, а вместе с нею и церковь в конце XV века приобрели громадное политическое значение, с неумолимой жестокостью осуществляя единство Испании по признаку религиозной и расовой принадлежности и обрушиваясь во имя этого единства на такие группы населения, в руках которых сосредоточивались в течение ряда предшествующих столетий и торговля и ремесленный труд. На кострах инквизиции тысячами погибали и из пределов Испании десятками и сотнями тысяч выселялись не только богатые евреи и мориски, но и ремесленный люд, представлявший разновидность угнетенного класса.


Еще по истории Испании:


История Испании
полный курс



А.Моруа. История Франции

Природные ресурсы Испании